Травматизм на занятиях физической культуры — явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта. В установленном законодательством Республики Беларусь порядке учреждение образование несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателя физической культуры и администрации лицея.
ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА
Причины методического характера
Причины организационного характера
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА
Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов. У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам. Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п. У занимающихся физической культурой в 35-40 % случаев травмы связаны с ушибами на уроках: легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола.
О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТРАВМАТИЗМА
Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить. Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда учащиеся затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее. Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков. Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством — это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие: неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад, грубая остановка соперника недозволенным приемом, поставил подножку — в результате тяжелый перелом бедра со смещением., получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове — тяжелое сотрясение головного мозга.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:
ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА
В нашей стране проводится много мероприятий по предупреждению травм при занятиях спортом и физической культурой. Борьба с детским травматизмом — обязательная составная часть работы педагога. Введены обязательные санитарно-гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм. Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм. Перед началом всех занятий необходима беседа по профилактике травматизма. При комплектовании групп, проведении занятий следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие спортсменов, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, весовые категории, не допускать к занятиям больных. Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления занимающихся в процессе учебно-тренировочного занятия. Важно строгое соблюдение преподавателем методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью учащихся. Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения учащихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.
Здоровье — залог того, что человек сможет быть полезным членом общества. Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма, несчастные случаи встречаются часто. Строгая дисциплина на занятиях должна быть законом.
Для сохранения здоровья, быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Каждый учитель, должен уметь определить характер травмы, знать ее признаки, а также хорошо владеть приемами оказания первой помощи.
Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали школьников, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.