Парковочная система (система помощи при парковке, парктроник) является вспомогательной системой активной безопасности автомобиля, облегчающей процесс парковки. Наибольшая эффективность от применения парковочной системы реализуется при движении автомобиля задним ходом, в темное время суток, при сильной тонировке стекол, а также в стесненных условиях (парковка, гараж и др.).
Парковочные системы можно условно разделить на две большие группы — пассивные (предупреждающие) и активные (автоматические). Пассивные парковочные системы (звуковая система, система с одной видеокамерой заднего вида и система с несколькими видеокамерами) представляют только необходимую для парковки информацию, при этом управление автомобилем осуществляется водителем. Активные парковочные системы обеспечивают парковку автомобиля в автоматическом или автоматизированном (автоматически выполняются отдельные функции) режиме.
2.6.8.1. Пассивные (предупреждающие) системы
Пассивные парковочные системы устанавливаются на автомобиль при покупке в качестве опции или отдельно. На один автомобиль может быть установлено несколько пассивных парковочных систем. В основу их работы положен контроль расстояния до препятствия и информирование водителя об этом.
С помощью четырёх передних и четырёх задних ультразвуковых датчиков система определяет расстояние до препятствий, находящихся перед автомобилем и позади него (рис. 2.205). Если расстояние до препятствия становится ниже определённой величины, включаются визуальное и звуковое предупреждения о текущем расстоянии до препятствия спереди или сзади.
Рисунок 2.205 – Области контроля пассивной системы парковки
Ультразвуковые датчики (датчики системы помощи при парковке) определяют расстояние до объектов рядом с автомобилем. Сигналы от ультразвуковых датчиков поступают в блок управления бортовой сети. Там они обрабатываются и передаются на динамик системы помощи при парковке, который выдаёт их в виде звуковых сигналов.
При звуковом предупреждении раздаётся звуковой сигнал, соответствующий расстоянию до препятствия. По мере приближения к препятствию частота звукового сигнала повышается. Например, когда расстояние до препятствия составляет менее 30 см, звуковой сигнал становится непрерывным.
Визуальное предупреждение отображается на дисплее мультимедийной системы. Блок управления бортовой сети выдаёт информацию о расстоянии по секторам (рис. 2.206). На дисплее головного устройства с навигацией отображаются препятствия, находящиеся в зоне действия системы, и их положение относительно автомобиля.
Рисунок 2.206 – Визуальное предупреждение пассивной сситемы парковки (пример)
2.6.8.2. Системы автоматической парковки (парковочные автопилоты)
Система автоматической парковки (интеллектуальная система помощи при парковке, парковочный автопилот) относится к активным парковочным системам, так как обеспечивает парковку автомобиля в автоматическом или автоматизированном режиме.
Такая система осуществляет не только осмотр пространства вокруг автомобиля, но и самостоятельно поворачивает рулевое колесо с электроусилителем рулевого управления при парковке автомобиля задним ходом. Водитель при этом управляет во время парковки педалями акселератора, сцепления или тормоза. При необходимости в любой момент времени водитель может взять на себя контроль рулевого управления и прервать процесс автоматической парковки.
Наряду с парковкой автомобиля задним ходом к правой стороне дороги, в системе предусмотрена возможность парковки и к левой стороне дороги, например, для улиц с односторонним движением.
Различные системы автоматической парковки помогают при выполнении параллельной и перпендикулярной парковок (рис. 2.207). Более распространены системы с параллельной парковкой.
Парковочный автопилот является примером взаимодействия различных систем автомобиля с использованием коммуникаций по шине CAN для выполнения комплексной функции, например, активного руления при парковке. Наряду с парковочным автопилотом, задействованы следующие системы: курсовой устойчивости; управления двигателем и коробкой передач; электроусилитель рулевого управления; тормозная система с ABS и ESC; электронные составляющие приборной панели и рулевой колонки; система распознавания прицепа.
Когда парковочный автопилот активирован, система распознаёт подходящие места для парковки в ходе движения с помощью ультразвуковых датчиков. Размер места для параллельной парковки должен быть не меньше длины автомобиля с резервом 0,8 м для маневрирования. При поперечной парковке минимальное боковое расстояние составляет всего 0,4 м.
При обнаружении подходящего парковочного места появляется сообщение на дисплее в комбинации приборов (рис. 2.208). После этого водитель может выбрать альтернативные схемы парковки клавишей парковочного автопилота.
Рисунок 2.207 – Варианты работы парковочного автопилота
Рисунок 2.208 – Отображение вариантов парковки в комбинации приборов
После того как автомобиль займёт необходимое исходное положение, можно начинать процесс парковки. Водитель запускает процесс автоматической парковки при включении на стоящем автомобиле передачи заднего хода и после периода ожидания прим. 0,5 с начинает движение. Период ожидания — это время между включением передачи заднего хода и непосредственным троганием автомобиля с места. За это время включаются все необходимые для работы системы и рассчитывается траектория движения.
Парковочный автопилот направляет автомобиль на парковочное место по идеальной траектории за один или несколько заходов, при этом водитель переключает передачи и нажимает на педали акселератора и тормоза.
Система также позволяет выезжать (задним или передним ходом) из очень ограниченных парковочных мест с расстоянием в 25 см с обеих сторон. Чтобы запустить процесс автоматического выезда из парковочного места, водителю нужно включить на стоящем автомобиле указатель поворота, включить передачу, нажать клавишу парковочного автопилота и начать движение. Указатель поворота обозначает направление, в котором следует выезжать с парковки. Процесс выезда из парковочного места может выполняться в несколько заходов передним/задним ходом.
Когда парковочный автопилот распознаёт, что при следующем трогании с места автомобиль уже сможет при установленном системой угле поворота рулевого колеса объехать стоящий впереди автомобиль (или другое препятствие), автоматическое руление завершается и управление рулевым колесом вновь передаётся водителю.
Парковочный автопилот использует тормозную систему следующим образом:
• Тормозной толчок при превышении допустимой скорости парковки
При превышении максимально допустимой скорости 7 км/ч система выдаёт предупреждение в виде тормозного толчка. Тормозной толчок создаётся только один раз за ход, при вторичном превышении скорости парковочный автопилот отключается.
• Затормаживание до полной остановки
При распознавании опасности столкновения с препятствием система затормаживает автомобиль до полной остановки. После этого парковочный автопилот отключается.