БГАК - Учебные материалы - Д.В.Фокин - Современные автомобильные технологии - Экзамен
Вы используете устаревший браузер. Обновите его до последней версии.

Экзаменационные материалы для устного экзамена по дисциплине «Современные автомобильные технологии»

курс 2, семестр 4

Специальность 2-37 01 51 "Автосервис"

Перечень теоретических вопросов

 

1. Дайте определение понятию:

способность автомобиля двигаться с высокой средней скоростью, интенсивно разгоняться, преодолевать подъемы

способность автомобиля изменять (управляемость) или поддерживать постоянными (устойчивость) параметры движения (скорость, ускорение, замедление, направление движения) в соответствии с действиями водителя

возможность движения автомобиля в тяжелых дорожных условиях (снег, преодоление водных преград и т.п.) и по бездорожью

способность движения автомобиля по неровным дорогам при допустимом уровне вибровоздействия на водителя, пассажиров и на сам автомобиль

безотказная эксплуатация, длительный срок службы, приспособленность к проведению технического обслуживания и ремонта автомобиля

способность автомобиля быстро снижать скорость и надежно удерживаться на месте

агрегат, преобразующий тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива, в механическую работу, а создаваемый при этом на валу двигателя крутящий момент используется для передвижения автомобиля

совокупность агрегатов и механизмов автомобиля, предназначенных для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения

обеспечивает связь автомобиля с внешней средой, позволяет ему «отталкиваться» от опорной поверхности (дороги) и преобразует энергию двигателя в энергию поступательного движения автомобиля

служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам и изменения его по величине и направлению

механизм, позволяющий ступенчато или бесступенчато изменять крутящий момент двигателя и направление вращения валов трансмиссии (для движения задним ходом)

транспортное средство, оборудованное двигателем, являющимся единственным средством для приведения его в движение, используемое для перевозки людей, грузов, а также для выполнения специальных работ в сельском или лесном хозяйстве, и предназначенное для движения по дорогам общего назначения и вне их

транспортное средство без двигателя, конструкция и оборудование которого предназначены для перевозки пассажиров и/или грузов посредством механического транспортного средства

механическое транспортное средство, предназначенное, главным образом, для перевозки людей и их багажа, в котором размещается не более девяти посадочных мест, включая место водителя

механическое транспортное средство, предназначенное, главным образом, для перевозки грузов или специального оборудования

механические транспортные средства, имеющие два, три, иногда четыре колеса (квадрициклы), снаряженная масса которых не превышает 400 кг и предназначенные для перевозки людей

транспортные средства без двигателя, предназначенные для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которых передается на опорную поверхность через колеса и приспособленные для буксирования автомобилем

прицепы, конструкция которых предназначена для использования с седельным тягачом, часть полной массы которых передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство

часть автомобиля, предназначенная для размещения водителя, пассажиров и различных грузов, а также для защиты их от внешних воздействий

трехобъемный закрытый четырехдверный кузов с двумя (реже тремя) рядами сидений (третий ряд — откидной)

закрытый трех- или пятидверный кузов с двумя рядами сидений и дополнительной дверью в задней стенке кузова

закрытый трех- или пятидверный кузов с двумя рядами сидений и дополнительной дверью в наклонной задней стенке кузова

открытый трехобъемный четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений (третий ряд откидной), жестким или мягким убирающимся верхом и опускающимися стеклами в дверях и боковинах

грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя, пассажиров, открытой бортовой платформой для груза, двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями, одним или двумя рядами сидений по схеме «2+1», «2+2» или «2+3»

совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и исключение предпосылок их возникновения, связанных с конструктивными особенностями автомобиля

совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия

свойство транспортного средства обеспечивать участников движения информацией, необходимой для безопасного функционирования системы водитель – автомобиль – дорога

конструктивное свойство, определяющее объективную возможность для водителя беспрепятственно видеть путь движения и объекты, которые могут помешать безопасному движению

воспринимает силу давления газов и преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала

служит для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных каналов двигателя, обеспечивая качественное наполнение цилиндра свежим зарядом, его очистку от отработавших газов и герметизацию цилиндра при сжатии и рабочем ходе

предназначена для непрерывного подвода смазочного материала в зоны трения под определенным давлением, очистки смазочного материала от продуктов изнашивания и поддержания температуры смазочного материала в определенных пределах

предназначена для поддержания оптимального теплового режима путем отвода части теплоты от нагретых деталей двигателя и передачи этой теплоты окружающей среде.

принудительное повышение давления воздуха выше текущего уровня атмосферного в системе впуска двигателя внутреннего сгорания, приводящее к увеличению плотности и массы воздуха в камере сгорания перед тактом рабочего хода

предназначен для снижения уровня шума отработавших газов в системе выпуска до соответствия с международными стандартами

повышение скорости протекания химических процессов (адсорбция, собственно сама химическая реакция, десорбция) в отработавших газах за счет использования специальных катализаторов

датчик остаточного кислорода в отработавших газах

предназначен для задержки твердых частиц, содержащихся в отработавших газах

преобразование оксидов азота (NOx) с помощью катализатора и аммиака (NH3), в азот (N2) и воду (H2O)

перепуск части отработавших газов во впускную систему двигателя и последующий возврат их в камеры сгорания

силовая муфта, предназначенная для разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения, не допуская резкого увеличения нагрузки

механизм трансмиссии, предназначенный для изменения крутящего момента на ведущих колесах автомобиля, длительного разъединения двигателя и трансмиссии и получения заднего хода

механизм трансмиссии, предназначенный для постоянного увеличения крутящего момента двигателя, подводимого к ведущим колесам, и уменьшения угловой скорости их вращения до необходимых значений

механизм трансмиссии, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колесами и ведущими мостами автомобиля, обеспечивающий разную угловую скорость вращения ведущих колес при движении автомобиля по неровным дорогам и на поворотах

агрегат трансмиссии, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими мостами автомобиля

механизм трансмиссии, в котором крутящий момент передаётся за счёт вязкостных свойств жидкости

упругая резино-металло-тканевая оболочка, установленная на обод диска, предназначенная для смягчения и поглощения толчков и ударов, обеспечения необходимого сцепления с поверхностью дороги, уменьшения шума при движении, а также уменьшения разрушающего действия автомобильного колеса на дорожное покрытие

устройства, осуществляющие связь автомобиля с дорогой

обеспечивает упругую связь колес с несущей системой и обеспечивает плавность хода автомобиля при движении по неровной дороге, уменьшает вертикальные динамические нагрузки, передаваемые на автомобиль от дороги

свойство колес сохранять положение, соответствующее прямолинейному движению, и автоматически в него возвращаться

устройство для гашения колебаний несущей системы и колес автомобиля путем преобразования механической энергии колебаний в тепловую с последующим рассеиванием в окружающую среду

подвеска, при использовании которой колеса одного моста связаны между собой жесткой балкой, вследствие чего перемещение одного из колес вызывает перемещение другого колеса

подвеска, при использовании которой колеса одного моста не имеют между собой непосредственной связи, подвешены независимо друг от друга, и перемещение одного колеса не вызывает перемещения другого

совокупность устройств, осуществляющих поворот управляемых колес автомобиля

механизм, преобразующий вращение рулевого колеса в поступательное перемещение рулевого привода, вызывающее поворот управляемых колес

система тяг и рычагов, осуществляющая связь управляемых колес автомобиля с рулевым механизмом, и служащая для передачи усилия от рулевого механизма к управляемым колесам и обеспечения их правильного поворота

совокупность систем автомобиля, призванных уменьшать скорость движения вплоть до полной остановки и удерживать автомобиль на уклоне неограниченно длительное время

тормозная система, предназначенная для уменьшения скорости движения вплоть до полной остановки автомобиля

тормозная система, предназначенная для удержания остановленного автомобиля на месте, неограниченно длительное время

механизм, предназначенный для создания тормозного момента, препятствующего вращению колеса автомобиля или элемента трансмиссии, соединенного с колесом

совокупность устройств, обеспечивающих передачу усилия от органов управления к тормозным механизмам и управления ими в процессе торможения

2. Перечислите:

- тягово-скоростные свойства;
- управляемость и устойчивость;
- топливная экономичность;
- маневренность;
- проходимость;
- плавность хода;
- надежность

- уровень комфорта при использовании;
- приспособленность к перевозке громоздких или длинномерных вещей;
- наличие устройств связи с внешним миром;
- привлекательность внешнего вила автомобиля;
- престижность и соответствие моде

- тормозные свойства;
- управляемость и устойчивость в аварийных режимах;
- обзорность с места водителя;
- внешняя информативность автомобиля;
- уровень шума на рабочем месте водителя

- легковые автомобили;
- грузовые автомобили;
- автобусы и троллейбусы;
- мототранспортные средства;
- прицепы;
- полуприцепы

По назначению: городские; междугородние; дальнего следования; специальные.
По форме кузова (наличию капота): бескапотные (вагонного типа); капотные; короткокапотные

По особенностям устройства кузова: по числу этажей; по герметизации кузова.
По числу этажей: одноэтажные; 1¼ - этажные; полутораэтажные; двухэтажные.
По герметизации кузова: закрытые; открытые.

По назначению: универсальные; специализированные; специальные.
По проходимости: дорожной (обычной); повышенной; высокой.

- классическая;
- переднеприводная;
- заднемоторная;
- среднемоторная.

- переднеприводная переднемоторная;
- заднеприводная переднемоторная;
- заднеприводная заднемоторная;
- сочлененный автобус с тянущей передней секцией и двигателем, расположенным внутри базы;
- сочлененный автобус с толкающей задней секцией и расположением двигателя в задней прицепной секции.

- лонжеронные (лестничные, Х-образные, с Х-образными поперечинами, периферийные)
- хребтовые (неразборные, разборные)

По назначению: пассажирские; грузовые; грузопассажирские; специальные.
По нагруженности: несущие; полунесущие; разгруженные.

По конструкции: каркасные; полукарскасные (скелетные); бескарскансные (оболочковые).
По компоновке: однообъемные; двухобъемные; трехобъемные.

- седан
- лимузин
- купе
- универсал
- хэтчбек
- фастбэк
- кабриолет
- фаэтон
- хардтоп
- ландо
- фургон
- родстер
- пикап
- брогам
- тарга
- бескапотные

По конструкции привода: механический; турбонаддув; комбинированный; электрический.
По типу нагнетателя: центробежный; объемный.

По месту расположения клапана относительно цилиндра: с нижним расположением клапанов; с верхним расположением клапанов.
По месту расположения распределительного вала: с нижним расположением вала; с верхним расположением вала.
По расположению клапанов относительно продольной оси двигателя: продольно; поперечно (косо).
По числу клапанов на один цилиндр: два; три; четыре; пять.

Причины образования оксида углерода (СО): неполное сгорание обогащенной рабочей смеси из-за недостатка в ней воздуха; избыток воздуха в смеси за счет обогащенного «выброса» или негомогенной рабочей смеси.
Причины образования углеводородов (СН): неполное сгорание рабочей смеси при недостатке в ней кислорода; пропуски воспламенения бедной смеси.

Причины образования оксидов азота (NOx): высокая температура и давление в камере сгорания; избыток кислорода в рабочей смеси.
Причины образования сажи (С): неполное сгорание топлива при местном недостатке кислорода.

По типу: окислительные; восстановительные; трехкомпонентные.
По назначению: главные; пусковые.
По исполнению: однокамерные; двухкамерные.
По типу носителя катализатора: с насыпным носителем; с монолитным носителем.
По материалу носителя: с керамическим носителем; с металлическим носителем.
По материалу активного каталитического слоя: с благородными материалами; с обычными материалами.

- пассивная;
- активная;
- регенерация в ходе специальной регенерационной поездки, выполняемой клиентом;
- регенерация в условиях автосервиса

В зависимости от исполнения основной конструкции: «микрогибридный» силовой агрегат; «среднегибридный» силовой агрегат; «полногибридный» силовой агрегат; плагин-гибрид.
Системы полных гибридных силовых агрегатов делятся на три подгруппы: параллельный гибридный силовой агрегат; последовательный гибридный силовой агрегат; последовательно-параллельный гибридный силовой агрегат.

- давление;
- температура;
- масса и вес;
- диффузия

- увеличение расхода топлива при низком давлении в шинах;
- снижение сцепления с дорогой и ухудшение безопасности движения;
- повреждение шины и сокращение срока ее эксплуатации

- частота вращения колеса;
- давление в шине;
- температура шины;
- ускорение колеса;
- направление вращения колеса;
- характер колебаний вращающегося колеса

- металлические (пружины, листовые рессоры, торсионы);
- неметаллические (резиновые, пневматические, гидропневматические)

По способу действия: двустороннего действия; одностороннего действия.
По конструкции: двухтрубные гидравлические; двухтрубные газогидравлические с газом низкого давления; однотрубные газогидравлические с газом высокого давления.
По степени изменения демпфирования: амортизаторы без изменения степени демпфирования; амортизаторы с изменяемой степенью демпфирования.

- на продольных рессорах с поперечной балкой;
- на продольных тягах с поперечной балкой;
- с дышлом;
- на продольных рычагах, нагруженных на изгиб;
- с торсионной балкой;
- на двойных поперечных рычагах;
- на пространственных рычагах и тягах;
- на продольных рычагах;
- на косых рычагах;
- с направляющей стойкой (типа Мак Ферсон)

- кинематический: поворот управляемой оси; поворот управляемых колес; поворот сочлененных звеньев (складывание рамы);
- силовой

По типу привода: гидравлические; пневматические; электрические.
По принципу действия: адаптивные; неадаптивные.
По месту расположения: отдельные; встроенные.

- рабочая;
- запасная;
- стояночная;
- вспомогательная (противоизносная).

- материал дорожного полотна (асфальт, бетон и т. д.);
- свойства поверхности протектора шины (состав резины);
- состояние дорожного полотна (сухое, мокрое, лёд и т. д.);
- скорость автомобиля;
- температурная характеристика шины (то есть, например, разница между летними и зимними шинами);
- температурная характеристика дорожного полотна.

 

3.

Дайте характеристику:

3.1                        

Международной классификации автомототехники, основанной на рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН

3.2                        

Классификации легковых автомобилей по рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН (сегменты A-F)

3.3                        

Классификации легковых автомобилей по рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН (сегменты S, M, J, P)

3.4                        

Классической и заднемоторной компоновки легковых автомобилей

3.5                        

Переднеприводной и среднемоторной компоновки легковых автомобилей

3.6                        

Рамной, кузовной и рамно-кузовной несущей системы

3.7                        

Блока цилиндров

3.8                        

Головки блока цилиндров

3.9                        

Поршня

3.10                   

Коленчатого вала

3.11                   

Гасителей крутильных колебаний

3.12                   

Распределительного вала механизма газораспределения

3.13                   

Закрытой системы вентиляции картера

3.14                   

Заслонок впускного трубопровода

3.15                   

Впускного трубопровода с изменяемой геометрией

3.16                   

Глушителей поглотительного, резонансного и комбинированного типа

3.17                   

Окислительного и восстановительного нейтрализаторов

3.18                   

Системы лямбда-регулирования бензинового двигателя

3.19                   

Системы рециркуляции отработавших газов высокого давления

3.20                   

Системы рециркуляции отработавших газов низкого давления

3.21                   

Системы вентиляции топливного бака

3.22                   

Металлических упругих элементов подвески

3.23                   

Подвески легкового автомобиля: на двойных рычагах, с торсионной балкой

3.24                   

Подвески легкового автомобиля: Мак-Ферсона, многозвенной

3.25                   

Системы электронного распределения тормозных сил

3.26                   

Гидравлического тормозного ассистента

3.27                   

Ассистента движения на спуске

3.28                   

Функции удаления влаги с тормозных дисков

3.29                   

Системы предотвращения опрокидывания

3.30                   

Адаптивного круиз-контроля

 

4.

Опишите конструкцию и принцип действия:

4.1                        

Электронного блока управления

4.2                        

Шины последовательной передачи данных CAN

4.3                        

Локальной коммутируемой шины LIN

4.4                        

Шины MOST

4.5                        

Системы надувных подушек безопасности

4.6                        

Системы изменения высоты подъема клапана с гидравлическим приводом DOHC VTEC

4.7                        

Системы смазки с мокрым картером

4.8                        

Системы смазки с сухим картером

4.9                        

Регулируемого масляного насоса шиберного (пластинчатого) типа

4.10                   

Электронной системы контроля уровня масла

4.11                   

Маслоотделителя со ступенями грубой (инерционного типа) и тонкой (циклонного типа) очистки

4.12                   

Объемного нагнетателя типа Roots

4.13                   

Турбонагнетателя с изменяемой геометрией турбины

4.14                   

Системы электронного управления дроссельной заслонкой

4.15                   

Топливного насоса высокого давления системы непосредственного впрыска бензина

4.16                   

Системы двойного впрыска бензина

4.17                   

Насос-форсунки с электромагнитным клапаном управления

4.18                   

Насос-форсунки с пьезоэлектрическим клапаном управления

4.19                   

Одноплунжерного топливного насоса высокого давления аккумуляторной системы питания дизельного двигателя

4.20                   

Двухплунжерного топливного насоса высокого давления аккумуляторной системы питания дизельного двигателя

4.21                   

Форсунки с электромагнитным клапаном управления аккумуляторной системы питания дизельного двигателя

4.22                   

Форсунки с пьезоэлектрическим клапаном управления аккумуляторной системы питания дизельного двигателя

4.23                   

Трехкомпонентного каталитического нейтрализатора

4.24                   

Вискомуфты

4.25                   

Самоблокирующегося дифференциала Torsen T-1

4.26                   

Самоблокирующегося межосевого дифференциала планетарного типа

4.27                   

Самоблокирующегося дифференциала с торцевым зацеплением

4.28                   

Трансмиссии полного гибрида с параллельным гибридным силовым агрегатом

4.29                   

Электромеханического стояночного тормоза

4.30                   

Системы предварительного разогрева дизельного двигателя

 

5.

Проанализируйте работу на различных режимах:

5.1                        

Системы изменения фаз газораспределения с гидроуправляемой муфтой

5.2                        

Системы изменения высоты подъема клапана Valvetronic

5.3                        

Системы изменения высоты подъема клапана Valvelift system

5.4                        

Двухконтурной системы охлаждения двигателя

5.5                        

Системы охлаждения двигателя с терморегулированием

5.6                        

Системы турбонаддува с электронным управлением

5.7                        

Системы наддува с турбонагнетателем типа Twin-Scroll

5.8                        

Системы двухступенчатого наддува Biturbo

5.9                        

Системы комбинированного наддува с механическим нагнетателем и турбонагнетателем

5.10                   

Системы питания бензинового двигателя с непосредственным впрыском при приготовлении послойной смеси

5.11                   

Системы питания бензинового двигателя с непосредственным впрыском при приготовлении гомогенной смеси

5.12                   

Системы питания бензинового двигателя с непосредственным впрыском на режиме двойного впрыска топлива

5.13                   

Системы питания дизельного двигателя с насос-форсунками с электромагнитными клапанами управления

5.14                   

Системы питания дизельного двигателя с насос-форсунками с пьезоэлектрическими клапанами управления

5.15                   

Аккумуляторной системы питания дизельного двигателя

5.16                   

Системы выпуска отработавших газов бензинового двигателя с трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором

5.17                   

Системы выпуска отработавших газов бензинового двигателя с накопительным нейтрализатором

5.18                   

Системы выпуска отработавших газов дизельного двигателя с накопительным нейтрализатором

5.19                   

Системы выпуска отработавших газов дизельного двигателя с сажевым фильтром

5.20                   

Системы нейтрализации отработавших газов дизельного двигателя с селективным каталитическим восстановлением

5.21                   

Муфты полного привода Haldex IV-го поколения

5.22                   

Муфты полного привода V-го поколения

5.23                   

Системы полного привода quattro с технологией ultra

5.24                   

Электрического усилителя рулевого управления с двумя приводными шестернями

5.25                   

Электрического усилителя рулевого управления с приводом, параллельным оси рулевой рейки

5.26                   

Антиблокировочной системы

5.27                   

Электронной блокировки дифференциала

5.28                   

Электронной системы поддержания курсовой устойчивости

5.29                   

Гидравлического тормозного ассистента

5.30                   

Ассистента трогания на подъеме

 

Порядок формирования экзаменационных билетов

 

В экзаменационном билете предусмотрено 5 заданий: два первого уровня: «Дайте определение понятию», «Перечислите»; одно второго уровня: «Дайте характеристику»; два третьего уровня: «Опишите конструкцию и принцип действия», «Проанализируйте работу на различных режимах».

 

Критерии оценки

В первом задании необходимо дать два определения соответствующим понятиям. За каждый полный и правильный ответ предусматривается по 5 баллов.

Во втором задании требуется перечислить свойства транспортных средств, типы транспортных средств, систем, отдельных параметров и т.п. в соответствии с поставленным вопросом. За полный, правильный ответ предусматривается 10 баллов.

В третьем задании необходимо дать характеристику отдельных элементов, систем, агрегатов, механизмов транспортных средств в соответствии с поставленным вопросом. За полный, правильный ответ предусматривается 15 баллов.

В четвертом задании необходимо описать конструкцию указанного прибора, агрегата и системы транспортного средства, используя прилагаемую к экзаменационному билету схему. За полный, правильный ответ предусматривается 25 баллов.

В пятом задании необходимо проанализировать работу указанных систем, механизмов автомобиля на различных режимах, используя прилагаемую к экзаменационному билету схему. За полный, правильный ответ предусматривается 40 баллов.

При ответе учащегося учитывается характер (существенные и несущественные) и количество допущенных ошибок.

К существенным ошибкам относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основной учебный материал, не умеет оперировать им и применять к выполнению заданий.

К несущественным ошибкам относятся грамматические ошибки в терминах, погрешности в формулировке определений, утверждений.

Количество баллов за выполнение задания снижается не менее чем на 50 процентов, если в нем допущена существенная ошибка, и не менее чем на 10 процентов, если в нем допущена несущественная ошибка.

Отметка за работу выставляется с применением шкалы перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение работы, в отметки по десятибалльной системе.

Количество баллов, полученных учащимся

Отметка по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся

1

1

2-20

2

21-30

3

31-40

4

41-50

5

51-60

6

61-70

7

71-80

8

81-90

9

91-100

10

Отметка 0 (ноль) баллов выставляется учащемуся при отказе от ответа, невыполнении задания экзаменационного испытания.