БГАК - Воспитательная и идеологическая работа - Безопасность жизнедеятельности
Вы используете устаревший браузер. Обновите его до последней версии.

Безопасность жизнедеятельности

Правила поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры

Железная дорога — это территория повышенной опасности, однако она не опасна для тех, кто соблюдает правила, кто внимателен и осторожен, дисциплинирован в опасной зоне. Правила нахождения на объектах железнодорожного транспорта просты, их просто надо соблюдать.

С поразительной безмятежностью наши граждане пересекают железнодорожные пути в неустановленных местах, переходят через рельсы в наушниках перед близко идущим поездом, находятся на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения, оставляют детей без присмотра, подлезают под вагоны….

Каждый год по причине собственного легкомыслия на железной дороге гибнут люди, некоторые на всю жизнь остаются инвалидами. Так, за истекший период 2022 года в Могилевской области зарегистрировано 7 случаев травмирования граждан железнодорожным транспортом, причем 3 из них со смертельным исходом.

Ответственность и внимательность — самые главные спутники, которые должны сопровождать человека при нахождении на объектах железнодорожного транспорта.

Травмирование и гибель граждан на данных объектах железнодорожной инфраструктуры происходит по многим причинам: переход железнодорожных путей в неустановленном месте, пребывание граждан в зонах повышенной опасности в состоянии алкогольного опьянения, неоправданная спешка и беспечность, использование мобильных телефонов, а также прослушивание музыки в наушниках, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Пренебрегают правилами личной безопасности не только взрослые, но и несовершеннолетние вследствие недостаточного контроля со стороны взрослых.

Могилевская транспортная прокуратура призывает граждан быть внимательнее на объектах железнодорожного транспорта и помнить, что железная дорога не прощает ошибок. Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни — это самое ценное.

Чтобы не случилось беды, нужно соблюдать простые правила поведения: необходимо переходить железнодорожные пути только в установленных местах, на железной дороге не оставлять детей без присмотра, не перебегать пути перед приближающимся поездом, не переходить железнодорожные пути в наушниках.

Стоит помнить, что запрещено подлезать под железнодорожный подвижной состав, а также перелезать через автосцепные устройства между вагонами; класть на железнодорожные пути посторонние предметы, бросать предметы в движущийся подвижной состав; находиться на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения.

Уважаемые взрослые и дети, не стоит пренебрегать данными правилами, поскольку несоблюдение правил безопасного поведения на железной дороге нередко заканчивается трагически.

Также хотелось бы гражданам напомнить, о том, что в соответствии с ч.4 ст.18.2 КоАП Республики Беларусь за проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 2-х базовых величин.

В соответствии со ст. 18.10 КоАП Республики Беларусь для водителей за нарушение правил проезда железнодорожных переездов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 4-х базовых величин.

Могилевская транспортная прокуратура

Рекомендации по безопасному поведению в период летних каникул

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.

Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей могут показаться элементарными, однако с ребенком любого возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Вот основные правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Советы по безопасности на воде

Всем известно, что лучший отдых в жаркий летний день — у воды. Это плавание, рыбалка, игры в воде, катание на лодках и гидроциклах. Но, к сожалению, вода может не только доставлять удовольствие, но и привести к трагическим последствиям. С наступлением купального сезона резко возрастает приток отдыхающих к воде и увеличивается количество несчастных случаев, даже на самых безопасных мелких городских водоемах.

Прежде всего, подумайте о собственной безопасности, иначе у вас не будет возможности оказать помощь другим.

  • Купайтесь только в специально отведенных местах, на оборудованных пляжах, где в случае беды вам помогут спасатели. В непроверенном водоеме могут быть водовороты, глубокие ямы, густые водоросли, холодные ключи, коряги, сильное течение, захламленное дно, что может привести к травме, а ныряние — к гибели.
  • Не купайтесь в состоянии алкогольного опьянения. Это основная причина гибели людей на воде.
  • Не подплывайте к близко идущим (стоящим на якоре, у причалов) судам, катерам, лодкам, плотам, не ныряйте под них: вас может затянуть под днище, винты, ударить бортом, захлестнуть волной.
  • Соблюдайте правила пользования лодками и другими плавательными средствами: не перегружайте их, не раскачивайте, не прыгайте с них в воду. Залезть в лодку надо со стороны носа или кормы, чтобы не опрокинуть ее. Помните, что кто-то из находящихся в лодке может не уметь плавать.
  • Не пользуйтесь надувными матрацами, камерами, досками, если не умеете плавать. Даже слабый ветер способен унести их далеко от берега.
  • Если не умеешь плавать, заходи в воду только по пояс.
  • Не заплывайте за буйки и другие ограждения, установленные в местах для купания. Они предупреждают: дальний заплыв — это переохлаждение, мышечное переутомление, судороги, гибель.
  • Не допускайте шалостей на воде, связанных с нырянием и захватом купающихся, не балуйтесь на воде, не пугайте других.
  • Не подавайте ложных сигналов бедствия.
  • Не купайтесь в одиночку в вечернее и ночное время суток. В темноте вы можете потерять ориентацию и заплыть слишком далеко от берега, вас могут не заметить с идущего судна, ночью простой испуг превращается в панический страх — первую причину утопления.

Одной из опасностей для жизни человека, находящегося в воде, является переохлаждение организма, в результате чего в нем начинаются необратимые процессы, и человек погибает даже на мелководье. Купаться рекомендуется при температуре воды не ниже +18 °C, а воздуха +20 °C. Купаться можно не более 3-5 раз подряд по 10-15 минут.

Не рекомендуется купаться раньше, чем через 1,5-2 часа после еды.

Купание детей должно проходить только под контролем взрослых!

Если:

  • В воде случились судороги: свело руки или ноги. Не теряйтесь, старайтесь удержаться на поверхности воды, плывя на спине. Энергично разотрите сведенную мышцу. Если на берегу есть люди, не стесняйтесь позвать их на помощь.
  • Случайно хлебнули воды: остановитесь, приподнимите голову над водой и откашляйтесь. Энергичные движения руками и ногами помогут держаться вертикально в воде, а потом приплыть к берегу.
  • Попали в водоворот: наберите побольше воздуха в легкие. Погрузитесь в воду и сделайте сильный рывок в сторону по течению, всплывайте на поверхность.
  • Запутались в водорослях: не делайте резких движений и рывков. Лягте на спину, и постарайтесь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыли. Если это не поможет, нужно подтянуть ноги к животу и осторожно освободиться от водорослей руками.
  • Попали в сильное течение: не теряйтесь, не плывите против потока. Плывите по течению, постепенно смещаясь к берегу.

Главное при самоспасании — не впасть в панику, владеть собой, спокойно предпринимать необходимые меры для выхода из создавшегося положения.

Если вы заметили тонущего человека или услышали крики о помощи, немедленно сообщите о происшествии в службы спасения. Занесите в память вашего сотового телефона номера: 101

Спасатели всегда готовы оказать помощь терпящему бедствие на воде, у них есть для этого соответствующее снаряжение, в том числе и для подъема утонувшего с грунта (дна) и последующего его оживления, если он находился под водой не более 6 минут, поэтому действовать надо оперативно.

Если поблизости нет спасательной станции и некому прийти на помощь, кроме вас, прежде всего оцените свои возможности и, если вы уверены в своих силах:

  1. Посмотрите, нет ли рядом спасательного круга или другого предмета, способного увеличить плавучесть человека (палки, доски), бросьте его на максимальное расстояние в сторону тонущего. Подплывите к нему (но не вплотную), постарайтесь успокоить и одобрить. Выясните, контролирует ли он свои действия. Если тонущий не потерял самообладание, помогите ему держаться на воде и добраться до берега, при этом он может держаться за ваши плечи.
  2. Если человек потерял самообладание, действовать надо осторожно, чтобы он не увлек вас за собой под воду. Подплыв, надо нырнуть под него и, взяв за ноги, вытолкнуть вверх, одновременно разворачивая его к себе спиной. Оказавшись сзади, захватите своей рукой обе руки тонущего под локти, приподнимите и разверните его лицом вверх над поверхностью воды, чтобы он мог дышать. Ваша вторая рука при этом остается свободной, и вы можете плыть и транспортировать тонущего к берегу.
  3. Если человек уже погрузился под воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде не более 6 минут. Подняв потерпевшего из воды и доставив его на берег, попросите находящихся поблизости людей вызвать «скорую помощь» и немедленно начинайте его реанимировать.

Огромная просьба!!!

Не заходите в воду, находясь в нетрезвом состоянии!

Не выходите в плавание на неисправной или не полностью оборудованной лодке.

Строго придерживайтесь указанных рекомендаций, чтобы вода не стала бедой.

Правила безопасного поведения в лесу

Правила безопасного поведения в лесу

Лес не так уж и безопасен, как кажется с первого взгляда. Этот мир, отдельный от цивилизации и городской суеты, заставляет немножко призадуматься: тут полная тишина и множество опасностей, которые могут поджидать нас на каждом шагу. Тут и хищники, и ядовитые растения…

Правила безопасности в лесу – это первое, о чём следует подумать, отправляясь по грибы или по ягоды, или же просто погулять по тем же самым лесным просторам. А ведь лес – это и красиво, и прекрасно, и воздух приятный, свежий… Но и в то же время не исключены опасности. К сожалению, нередки случаи, когда люди, отправившись в лес, пропадают и погибают, часто по неизвестным причинам…

А теперь давайте рассмотрим подробно, что нас ожидает в лесу, и как с этим быть.

Осторожно, яд!

Как известно всем, грибы и ягоды в лесу бывают как съедобными, так и несъедобными. Если вы проголодались, не стоит кидаться на всякие «вкусности», не зная их названий.

Заблуждение – самый известный случай в лесу

Прежде чем идти в лес, возьмите с собой всё необходимое: компас, навигатор, небольшую аптечку (бинт, вата, перекись водорода), нож, полиэтиленовый дождевик. Всегда запоминайте местность, в которой вы находитесь. А если вы всё-таки заблудились, старайтесь делать зарубки на деревьях, чтобы не ходить по кругу. Главное – не паниковать и действовать согласно правилам.

Назойливые и опасные насекомые

Комары, мошки, клещи, сколько же их там… Перед походом в лес надевайте одежду с длинными рукавами, штаны заправляйте в носки. В общем, тело должно быть полностью закрыто. Одежду лучше выбирать скользкую, чтобы насекомым сложнее было ползти по ней, и светлую, благодаря чему их будет легче заметить. Средства от комаров и клещей – тоже кстати! А после леса полностью и тщательно проверяйтесь.

Дикие звери

В лесу могут быть и медведи, и волки, и кабаны и т.д. Застав зверя в лесу, старайтесь казаться незаметным для него. Медленно и осторожно отходите назад, лучше лицом к нему. А если он вас всё-таки увидел и идёт прямо на вас, придётся принимать меры. С каждым зверем индивидуально.

Смотри, не утони!

В лесу могут быть опасными не только животные и растения. Болото в лесу ещё не никто не исключал. Поэтому, увидев в лесу местность, заросшую камышами, не подходите к ней. А почувствовав воду под ногами, идите назад. Ведь если Вы окажетесь в трясине в одиночку, шансы на спасение будут равны практически нулю.

Взлёты и падения

Гуляя по лесу, велик шанс наткнуться на неразорвавшийся боевой снаряд. А ведь со времён Второй Мировой войны их там осталось еще очень много. Какие-то из них были закопаны партизанами для уничтожения фашистов, а какие-то приземлились из боемашин и остались лежать там по сей день. Так что, увидев что-либо ржавое или похожее на боеприпас, не прикасайтесь к нему. Держитесь от греха подальше. А ещё лучше – позвоните в МЧС, чтобы снаряд обезвредили.

Если в лесу пожар:
  1. Не разводите костры в местах с сухой травой и в хвойных лесах!
  2. Не оставляйте в лесу бутылки и осколки стекла; легковоспламеняющийся промасленный обтирочный материал.
  3. Если воздух сильно задымлен, дышите через мокрую ткань.
  4. Помните: у земли задымление меньше.
  5. Нельзя бежать в загоревшейся одежде!
  6. Необходимо сбросить ее или загасить огонь, катаясь по земле.

Всегда соблюдайте правила безопасного поведения в лесу! Постарайтесь не ходить в лес в одиночку, так будет больше шансов на спасение в экстренных ситуациях. Берегите себя!

Пожарная безопасность

Пожарная безопасность

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно.

Помните, что соблюдение элементарных правил безопасности убережёт Вас и ваших детей! О пожаре звоните по телефону «101».

Уличный травматизм

Уличный травматизм

Уличный травматизм включает в себя травмы, полученные учащимися на улице, в открытых общественных местах. Этот вид травматизма принято разделять на нетранспортный и связанный с транспортом.

Нетранспортная уличная травма менее тяжелая, но более частая, чем транспортная уличная травма.

Уличный травматизм имеет сезонный характер. Большинство случаев — до 82% зарегистрировано в весенне-летнем периоде, максимумы количества травм приходятся на конец мая, июнь, август, сентябрь, а также на дни новогодних праздников. Наибольшее число уличных травм возникает с 12 до 16 часов.

Большинство уличных травм — 60-70% учащиеся получают по дороге домой. Это связано с умственным утомлением организма после занятий и накопившейся физической энергией, которая ищет и находит выход на улице, что приводит к частым падениям и травмам. Объектом игр нередко становятся недостроенные здания, разрушенные строения, свалки, ямы, канавы, временные строения. Здесь довольно часто расположены неустойчивые конструкции, сосредоточены строительные материалы, мусор, земля, котлованы. Присутствие учащихся в опасных зонах способно привести к возникновению травмоопасной ситуации и несчастному случаю.

В последние годы хирурги-травматологи установили связь остеопороза с тяжелыми травмами конечностей (переломами) в зимнее время, на скользкой улице. Причем была выявлена связь между частым потреблением лимонадов, напитков типа «Пепси», «Спрайт» и прочих с остеопорозом. Это вызвано тем, что компонент напитков — ортофосфорная кислота — способствует активному выведению кальция из организма и кости становятся хрупкими, ломкими. Особенно это опасно для молодых и пожилых людей.

Осторожно — сосульки!

Ранней весной или во время оттепели зимой старайтесь двигаться на расстоянии от домов и строений. Реальную опасность представляют сосульки и падающие с крыш куски льда. Предельно осторожным нужно быть зимой и весной во время снежной бури, метели, сильного ветра, так как при этом могут быть сорваны листы железа с парапетов и крыш домов, уличные фонари, большие ветки старых деревьев.

Катание роликовых досках и коньках, велосипедах.

Это времяпровождение связано с частыми падениями. Поэтому здесь для профилактики травм следует особое внимание уделять подбору и подготовке экипировки для катания — шлему, напульсникам, налокотникам, наколенникам.

Драки и потасовки

Довольно высокая доля уличного травматизма школьников (до 15%) связана с драками и потасовками. Все чаще дети становятся случайными жертвами преступных действий, «разборок» и, играя на улице, получают огнестрельные или ножевые ранения.

Природные явления

Жара

Познакомьте ребенка с солнцезащитным кремом и объясните, для чего и как часто им пользоваться. Не забывайте про головной убор и зонт для пляжных игр, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени.

Расскажите о периодах самого активного солнца (с 10-00 до 17-00) и объясните, что если ребенок чувствует, как ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.

При жаре населению рекомендуется:

  • Днём закрывать окна ставнями и шторами, и открывать их только на ночь. По возможности, в часы наибольшего повышения температуры, необходимо оставаться дома и пользоваться кондиционером;
  • Ежедневно выпивать 1,5-2 литра воды, избегать употребления алкоголя, а также напитков, содержащих кофеин и большое количество сахара;
  • Носить головной убор и одежду светлых тонов, ограничить пребывание на солнце;
  • Ежедневный рацион питания изменить в пользу летних салатов, минеральной воды, соков и холодных супов.
  • Водителям не рекомендуется садиться за руль в солнцепёк, если автомобиль не оборудован кондиционером.

Одеваться по погоде и ситуации

Для жаркой погоды стоит выбирать одежду из натуральных тканей – «дышащую» и свободную. Расскажите ребёнку о том, что в лес лучше надевать одежду с длинными рукавами, брюки и закрытую обувь, потому что это может защитить от укусов насекомых. Для игр на детской площадке одежду следует подбирать без тесёмок на футболках и платьях, без шнурков продетых в капюшоны кофт, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.

Сильный дождь

  • Если сильный дождь застал вас в движущемся автомобиле, снизьте скорость или остановитесь.
  • Проявляйте особую осмотрительность при подъезде к перекрёсткам с грунтовыми дорогами, а также при съезде на обочину.
  • При сильном дожде следует перемещаться с включёнными фарами. Если из-за слоя воды на лобовом стекле видимость недостаточна, остановитесь и переждите дождь.
  • Отслеживайте информацию в СМИ об участках дорог, наиболее подверженных затоплению в вашем населённом пункте. В сильный дождь корректируйте маршрут своего движения, чтобы избежать мест с большим скоплением воды.
  • Пешеходам также следует проявлять особую осторожность. Помните, что вас очень плохо видно во время дождя. Перебегая улицу в неустановленном месте, вы не только подвергаете свою жизнь опасности, но и создаёте дополнительные трудности водителю. Лучше промокнуть под дождём, добираясь до ближайшего пешеходного перехода или регулируемого перекрёстка, чем спровоцировать аварийную ситуацию на дороге.

Град

Как себя вести во время крупного града?

Если вы перемещаетесь на автомобиле, то необходимо прекратить движение. Если поблизости нет подходящего укрытия (мост, эстакада, крытая стоянка), то убедитесь, что вы не находитесь посреди проезжей части и, по возможности, прижмитесь ближе к её краю. Ни в коем случае не покидайте автомобиль во время града.

Если вы находитесь в автомобиле, то желательно развернуться к окну спиной и прикрыть глаза руками или одеждой.

Если град застал вас в помещении, то держитесь как можно дальше от окон и не выходите из дома. Не пользуйтесь электроприборами, так как град обычно сопровождается грозовой деятельностью.

Если град застал вас на улице, то постарайтесь выбрать укрытие, в противном случае защитите голову от ударов градин.

Не пытайтесь найти укрытие под деревьями.

Сильный ветер

Если предупреждение о сильном ветре застало вас на улице, стоит немедленно укрыться в подъезде или любом другом помещении. Находясь в дачном доме или в квартире:

  • закройте все окна, проверьте надёжность их закрытия;
  • включите радио или другие средства, позволяющие вам быть в курсе событий;
  • по возможности выключите электричество и газ, перекройте водопровод.

Помните:

  • подходить к розеткам, трубам и проводам крайне нежелательно;
  • самые безопасные места – места удалённые от окон, коридоры, встроенные шкафы;
  • при выходе на улицу после прекращения бури будьте внимательными, не подходите к оборванным проводам, к раскачивающимся вывескам, к косо стоящим столбам и другим сооружениям, вызывающим у вас сомнение.

Гроза

Если вас застала гроза:

  • избегайте отдельно стоящих деревьев;
  • работая в поле, оставьте металлические орудия труда;
  • не стойте под раскрытым зонтом;
  • не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;
  • отключите сотовый телефон (были случаи, когда входящий звонок был причиной попадания молнии);
  • если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;
  • держитесь подальше от высоких металлических конструкций;
  • не купайтесь, не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоёма;
  • ложиться на землю нельзя, так как земля является хорошим проводником электричества и молния может попасть в неё;
  • старайтесь не оказаться самой высокой точкой на местности.
  • Туман

    Туман представляет опасность для участников дорожного движения.

    Для начала следует подумать: а стоит ли вообще ехать в непроглядной мгле на автомобиле? Если есть возможность подождать или воспользоваться другими видами транспорта, то лучше так и сделать.

    При движении в тумане скорость следует выбирать исходя из видимости, необходимо включать габаритные огни или противотуманные фары, нельзя включать дальний свет.

    При движении на автомобиле в тумане следует отказаться от лишних перестроений и обгонов.

    Важно учитывать, что туман скрадывает расстояние – целесообразно увеличить обычную дистанцию.

    Скорость движения в тумане должна быть значительно ниже скорости при ясной погоде.

    Следует избегать внезапных торможений: при необходимости остановки скорость нужно снижать плавно.

    Основные причины уличного травматизма учащихся:

  • недисциплинированность, их желание выделиться среди сверстников, лихачество, незнание опасности;
  • недостаточный надзор за детьми в часы досуга;
  • незнание Правил дорожного движения, правил поведения на улице;
  • неправильное пользование общественным транспортом;
  • преднамеренное нарушение Правил дорожного движения вследствие неверного представления о героизме, мужестве, храбрости;
  • игры и шалости на проезжей части улицы;
  • неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя.
  • Чтобы избежать травм на улице, следует:

    1. выполнять правила дорожного движения;
    2. обращать внимание на свою походку на скользкой улице. Ступать нужно на всю подошву, не торопиться, ноги слегка расслабить в коленях. На подошву обуви приклеить полоски (поперек) из плотной ткани с помощью клея «Момент» или обувного (специального) клея. Руки при ходьбе должны быть свободными. Если падение неизбежно, нужно присесть и сгруппироваться. Это позволит не удариться головой.
Безопасность дорожно-транспортного движения

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ПДД:

http://mvd.gov.by — сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В разделе УГАИ МВД «Социальная реклама» размещены профилактические видеоролики, видеофильмы, макеты наглядно-изобразительной продукции, аудиоматериалы.

http://mir.pravo.by — детский правовой сайт, в разделе «Азбука безопасности», размещены ПДД и дорожные знаки для детей, плакаты по ПДД для детей разных возрастов, обучающие видеофильмы.

http://ish.adrive.by — на сайте размещены интерактивные ПДД, тесты и игры, плакаты для детей разного возраста и уголок безопасности.

http://pdd.by — на портале размещены уникальные задания по ПДД для детей разного возраста, интерактивные программы «Юный регулировщик», «ПДД для велосипедистов», информация об истории ПДД, административная ответственность за нарушения ПДД.

http://www.dddgazeta.ru/ — интернет-портал газеты «Добрая Дорога Детства», где можно найти много полезной информации по профилактике ДДТТ, методические разработки.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА (РЕКОМЕНДАЦИИ)

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения безопасности населения.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен особенностями их психофизиологического развития. Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.

Эффективность профилактики во многом зависит от активного взаимодействия учреждений образования с родителями, законными представителями учащихся, сотрудниками подразделений органов внутренних дел, с заинтересованными лицами исполнительной власти, представителями общественных объединений и средств массовой информации.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

  1. Проведение лекций, кинолекториев, бесед по профилактике ДДТТ с родителями и законными представителями несовершеннолетних.
  2. Обучение учащихся правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
  3. Популяризация ответственного поведения на дороге и в транспорте через систему внеклассных мероприятий, в том числе в шестой школьный день.
  4. Обеспечение участия учреждения образования в конкурсных мероприятиях разного уровня, направленных на профилактику ДДТТ.
  5. Участие педагогов учреждения образования в методических мероприятиях по вопросам профилактики ДДТТ.

При планировании работы по профилактике ДДТТ учитывается ярко выраженный сезонный характер ДДТТ. Поэтому перед началом учебного года и в весенне-летний период усиливается профилактическая работа по предупреждению ДДТТ. Работа по профилактике ДДТТ среди несовершеннолетних проводится в тесном взаимодействии с органами внутренних дел. Согласно нормативным актам МВД начальником территориального подразделения ОВД производится закрепление конкретных сотрудников за каждым учреждением образования. Данные сотрудники обязаны оказывать помощь в проведении работы по профилактике ДДТТ в закрепленном учреждении образования.

Предусмотрена помощь по следующим направлениям:

  • участие в родительских собраниях и информирование о состоянии и причинах ДТП с детьми,
  • организация контроля за нахождением детей на проезжей части, дорожным поведением учащихся в учебное время и в шестой школьный день, во время проведения официальных внеклассных мероприятий;
  • проведение бесед, занятий, практикумов с детьми по правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте,
  • ознакомление педагогов с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ;
  • предоставление оперативной информации о ДДТТ;
  • участие в совещаниях, семинарах, инструктажах;
  • оказание практической помощи в разработке сценариев мероприятий по тематике дорожной безопасности.

ПДД для пешеходов и велосипедистов

Глава 4 ПДД. Права и обязанности пешеходов

16. Пешеход имеет право:

17. Пешеход обязан:

  • 17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии - по обочине.
  • В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
  • При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;
  • 17.2. переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, — по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода — на перекрестке по линии тротуаров или обочин);
  • 17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств. При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

18. Пешеходу запрещается:

  • 18.1. двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины, по которым возможно движение пешеходов, за исключением случаев, указанных в пунктах 21 и 135 настоящих Правил;
  • 18.2. задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности;
  • 18.3. переходить (пересекать) проезжую часть вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов на участке дороги:
  • 18.3.1. с разделительной зоной разделительной полосой;
  • 18.3.2. с общим числом полос движения шесть и более;
  • 18.3.3. где установлены дорожные ограждения;
  • 18.4. выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • 19. В темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги пешеход, ведущий велосипед, мопед, мотоцикл без бокового прицепа, обозначенный габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами), должен двигаться по ходу движения транспортных средств.
  • 20. При приближении транспортного средства с включенными маячками синего или синего и красного цветов пешеходу запрещается переходить (пересекать) проезжую часть дороги, а пешеход, находящийся на проезжей части дороги, должен покинуть ее, соблюдая меры предосторожности.
  • 21. Движение организованной пешеходной колонны по проезжей части дороги разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. В светлое время суток впереди и сзади с левой стороны этой колонны должны быть сопровождающие с флажками красного цвета, а в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги впереди — сопровождающие с фонарем, излучающим белый свет, и сзади — излучающим красный свет.
  • 22. Группы детей разрешается водить только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам навстречу движению транспортных средств и только в светлое время суток. При этом их передвижение осуществляется колонной не более чем по двое детей в ряд в сопровождении совершеннолетних из расчета не менее одного сопровождающего на двадцать детей.

Глава 20 ПДД. Движение на велосипедах и мопедах

  • 148. Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или переходной дорожке , не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. При этом:
  • 148.1. выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;
  • 148.2. колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;
  • 148.3. при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.
  • 149. При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди — фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади — фонарь, излучающий красный свет.
  • 150. Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
  • 151. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
  • 152. Движение на мопеде должно осуществляться по обочине или проезжей части дороги не далее 1 метра от правого края проезжей части. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
  • 153. Велосипедисту и водителю мопеда запрещается:
  • 153.1. использовать технически неисправные велосипеды и мопеды, а также оборудованные с нарушением требований технических нормативных правовых актов;
  • 153.2. двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях (подножках);
  • 153.3. поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
  • 153.4. двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы;
  • 153.5. перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье или когда перевозка пассажиров предусмотрена конструкцией мопеда;
  • 153.6. перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.
  • 154. Запрещается без сопровождения совершеннолетнего лица управлять на дороге лицам моложе:
  • 154.1. четырнадцати лет - велосипедом (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек);
  • 154.2. шестнадцати лет - мопедом (кроме пешеходных и жилых зон).
  • 155. Водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.
  • 156. Запрещается буксировка велосипеда и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.

ОБОЗНАЧЬ СЕБЯ В ТЕМНОТЕ (необходимость светоотражающих элементов на одежде, велосипедах)

В осенне-зимнее время увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, велосипедистов, возчиков. Темнеет рано. Необозначенный светоотражающим элементом объект в темное время суток на дороге практически незаметен.

Фликер (световозвращатель)на одежде на сегодняшний день реальный способ уберечь себя от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля «выхватывают» пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.

Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров!

Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки — на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке. На первый взгляд фликер (такое название придумали российские производители световозвращателей — компания «Современные системы и сети-XXI век») выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз!

Чем больше фликеров, тем лучше. В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак. Таким образом, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера.

Производители одежды, особенно, детской, начали активно использовать нашивки из световозвращающей ткани. К сожалению, световозвращатели нашиты далеко не на всех изделиях, а, кроме того, для удешевления в производстве одежды применяют световозвращающий материал со стеклошариками, эффективность которого ниже. Например, в дождь эти полоски на куртке или брюках перестают быть заметными, да и расстояние, на котором они «работают», меньше, чем у фликеров.

Какие фликеры самые лучшие?

Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток. Кстати, оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего — это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские сумочки постоянно украшают подобные игрушки.

Но полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма — о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить вашу безопасность на наших дорогах.

ВАЖНО!

Правильные (сертифицированные) фликеры:

  • — видимость — 400 метров;
  • — при скорости 90 км/ч фликер светиться 8 секунд;
  • — при скорости 60 км/ч — 24 секунды.

Неправильный фликер:

  • — заметен на расстоянии 80 метров;
  • — при 90 км/ч видимость 6 секунд;
  • — при 60 км/ч — 3 секунды.

Почему опасно для несовершеннолетних темное время суток?

  • Темное время суток создает почву для совершения преступлений против несовершеннолетних: во время ночных прогулок их могут ограбить, избить и т. д. Одновременно в темное время суток подростки сами совершают правонарушения и преступления. На их счету, к примеру, кражи автомобилей, мотоциклов, употребление алкоголя.
  • В Республике Беларусь действует запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в общественных местах с 23.00 до 06.00 без сопровождения взрослых.
  • Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».Статья 17. Ответственность семьи за ребенка
  • Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища
  1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
  2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Правила безопасности в весенний период

Изображение 1
Изображение 2
Изображение 6
Изображение 7
Изображение 8
Изображение 9
Изображение 10
Изображение 11
Изображение 12
Изображение 13
Изображение 14
Изображение 15
Изображение 16
Изображение 17
Изображение 18